Как начал снимать? Вдохновила каштановская тусовка?
Нет, всё началось гораздо раньше. Мне подарили мыльницу на день рождения, и я какое-то время снимал на дешёвый Kodak Color Plus. Потом забросил. Интерес вернулся, когда барбер по имени Саша подогнал мне зеркалку на тест. Первая плёнка у меня получилась в расфокусе: ни про экспопару, ни про диафрагму я ничего не знал. Снова одолжил эту камеру, когда отправлялся в первое совместное путешествие с Лизой. Там я отснял две топовые катушки: из 72 кадров 60 получились офигенными. И я подумал: “Ого, неужели у меня талант”. Камеру, конечно, пришлось вернуть, но мысль о том, что это моё, не выходила из головы. У меня появились лишние деньги, и я решил, что нужно сделать себе что-то приятное. Написал Сане, приехал, забрал камеру и вот до сих пор с ней.
Раньше ты ничего не знал про экспопару, а сейчас стреляешь крутыми снимками. Расскажи немного больше о своей эволюции как фотографа.
Начал изучать техническую сторону: в чем суть объективов, как менять экспопару не по стандартам, и какой результат можно получить в итоге. И стало получаться. Потом столкнулся с проблемой: камера засвечивает часть снимка. Начал спрашивать, куда можно отнести на ремонт. Но в итоге пришёл к выводу, что это часть моего стиля. Даже когда выставляют фотки и не отмечают меня, понятно, что это я снимал из-за характерного засвета.
Да, кто-то даже думает, что ты специально так обрабатываешь.
Я вообще не обрабатываю фотографии. Плёнка это такая штука, которую ты зарядил – и всё, можешь ничего с ней не делать. То ли я чувствую камеру, то ли камера чувствует меня. Это как с ножами или оружием, когда они становятся продолжением руки. Но я не люблю особо такую метафизику. Я понимаю, что для меня это инструмент, который помогает передать информацию и ностальгию.
Много вообще отщёлкал катушек?
За всё время, наверное, чуть больше 1000 кадров. С этой камерой я помню каждый момент, каждое состояние, которое я переживал. Это похоже на трансцендентный опыт. Можно даже с татуировками провести параллель. Я помню, что я чувствовал во время сеанса, что говорил, и какие у меня были мысли. То есть физические ощущения у меня якорятся с чем-то психическим. Плёнка для меня сублимация всего, что я переживаю.
Почему плёнка?
Мне нравится ощущение, что я снимаю на плёнку и остаюсь в офлайне. Фотографии сохраняются в материальном мире в виде негативов. Футуризм и то, что вскоре мы будем общаться посредством встроенных наушников между собой на расстоянии – это все классно. Но мне нужно щупать, я визуал, аудиал, кинестетик. Мне нужно, чтобы что-то шуршало, где-то щёлкало, какие-то звуки были. Поэтому всегда во время съёмки появляется детский задор.
Какой у тебя подход к фотографии?
Неважно, что ты фоткаешь, важно, что ты ощущаешь при этом. Кроме своих воспоминаний, мы ничем не владеем. Поэтому, снимая на плёнку, ты сохраняешь момент и останавливаешь время. Я не фотографирую то, что мне не хотелось бы запомнить. Пейзажи в принципе по жизни не фоткал. Зачем? Можно собрать весь мир чисто по фоткам. Нет уже такого плэйса, где ещё никто не сделал снимок.
Ты себя промоутишь как коммерческого фотографа?
Не совсем. Всё больше завязано на сарафане. У меня есть несколько брендов, с которыми я сотрудничаю на постоянной основе. Либо они мне высылают одежду, а я сам всё полностью планирую и снимаю. Либо же они приезжают и нанимают меня как фотографа.
Снимаю исключительно на плёнку. Мне не нравится цифровая съёмка из-за слишком большого выбора. Делают 3-4 тысячи кадров, из них отбирают 200. Зачем так много?
У тебя есть какие-то амбиции или планы стать фотографом?
Я никогда не загадываю наперёд. Чем меньше тянешься, тем больше получаешь, потому что освобождаешь очень много места в себе. Когда ты слишком сильно к чему-то стремишься, ты начинаешь судорожно за это хвататься и сильно переживать. А когда ты работаешь с людьми и фотографией ты должен оставаться мягким и спокойным.
Как нужно работать с людьми в кадре?
Сейчас не нужно как-то “правильно” ставить человека или выбирать удачный ракурс. Ты ощущаешь то, как человек ощущает себя, и стараешься это передать через фотографию. Если я не общаюсь хорошо с человеком, которого я фотографирую, у меня не получится сделать ему хороший снимок. Я пробовал делать какие-то съёмки для своих знакомых – это совсем не то. Мы должны быть близки, должны быть в коннекте. Если я не чувствую динамики человека, я не смогу запечатлеть его. Это будет фотография статуи.
Лиза подарила тебе Fujifilm Instax Mini 11. Нравится?
Она говорит: “Ха-ха, скажи, что я это для себя купила”. Использует его для своих съёмок. Я подарок сразу заценил – с ним очень просто работать. У нас дома есть мудборд. Там на прищепочках висят наши совместные снимки. Ещё у меня есть идея сделать серию фотографий “12 настроений Лизы”: в 12 разных странах сделать много снимков. Потом хочу сделать из этого мини-календарь. А, ну и ещё я инстакс-снимки ношу в чехле.
На что бы ты потратил последний кадр?
Ты не должен давать себе ответы на вопросы раньше времени, нельзя колупаться. К фотографии нужно относиться просто. Это же не конец света.
Но вообще - всё через любовь. Я бы, наверное, сфотографировал Лизу или сделал бы совместное селфи.