Артур Малимон – сценарист в The Face Production , киноман и фотограф. Мы поговорили о сюжете будущего фильма Артура, расспросили его о разных камерах и узнали, чем вдохновляется фотограф.
Все твои снимки сделаны либо на зеркальные камеры, либо на средний формат. А где фотки каждодневной рутины на мыльницу?
Последний раз я снимал на мыльницу Skina, когда мне было 5 лет. Но сейчас чувствую, что мне нужно что-то лёгкое, чтобы запечатлеть момент. Я и в горах бываю, и на велосипеде путешествую, а с большими камерами это неудобно. Пока достанешь фотик и настроишь фокус – кадр уже улетел.
Было бы круто найти где-то рукоять револьвера и вместо дула прикрепить мыльницу. Щёлкаешь – и сразу перематывается кадр. Буду аналоговым ковбоем.
Крутая идея, нужно запустить на Kickstarter такой стартап. А как ты работаешь с моделями во время съёмки? Есть какие-то личные лайфхаки?
Всегда снимаю с музыкой, потому что она даёт полную картинку. Если передо мной не актёр, ему может быть сложно передать какую-то эмоцию. Поэтому я включаю музыку, которая задаёт тон и помогает понять, чего я хочу в кадре. У меня скоро будет съёмка и я уже знаю, что буду снимать под Stevie Ray.
Любая фотосессия – это обмен энергией. Как ты себя чувствуешь после фотосета? Это тебя заряжает или наоборот опустошает?
Бывают ситуации, когда просыпаюсь совсем без настроя на съёмку. Тогда я прошу прощения и предлагаю перенести. Раньше бы приехал даже в таком состоянии, но сейчас понял, что без желания творить ничего не получится.
А бывает, съёмка проходит классно, кадры получаются хорошие, но я себя чувствую так, словно вызвал у человека истощение. Тогда я ухожу с тяжелым настроением, несмотря на классные снимки.
Но в большинстве случаев всё получается, и я чувствую симбиоз наших разумов. После таких фотосессий я выбегаю сияющим и счастливым. Единственные чувства – это эйфория и желание творить.
Съёмки это твоя основная работа?
Хорошие деньги можно получать, если у тебя есть имя и прекрасное портфолио. Я пока в процессе. Сейчас работаю в The Face Production сценаристом. Мы специализируемся на видеоработах, рекламе и клипах. А наша финальная цель – снять фильм. Получается, что фотография идёт рука об руку с моей основной работой. Многие фотографы перерастают в операторов, но я вряд ли. Мне нравится быть ловцом момента.
О, расскажи подробнее о фильме. Уже работаешь над ним?
Я уже 5 месяцев пишу сценарий на печатной машинке. Вот ещё одно проявление моей ретро-души. Мне нравится, когда я всё вижу наяву. Обычно сценарии мы пишем вместе с режиссёром, но этот – моя личная работа.
Дашь почитать, только честно?
Да без проблем, занесу. Фильм будет более капсульный и сюрреалистичный. В основе лежит старая история, скорее даже миф. Интересно, люди поймут, о ком речь, или нет? Самое главное снять его на плёнку. Хочется передать её волшебство тем, кто помладше.
Если возвращаться к фотографии, какие плёнки тебе нравятся?
Kodak Ektar 100 – моя любовь и Ilford HP5. Ещё Ilford Ortho 80, мне нравится грубый чёрный. Последняя ч/б, которую отснял, – Ilford XP2. Она сказочная, буду на нее снимать постоянно. Kodak Portra 160, конечно же. И Kodak Gold 200 – золотой стандарт, я с него начинал. Получается, Fujifilm обошёл стороной и слайдовую плёнку ещё не попробовал.
Кстати, ты перечислил так много ч/б, а поначалу снимал только на цвет. Почему сейчас решил попробовать?
Раньше я видел красоту в цвете. А сейчас подсел на фильмы Вима Вендерса 70-х и понял, что ч/б – это интересно. Оно делает глубину и непонятную абстракцию. Я это заметил в трилогии ”С течением времени”, “Алиса в городах” и “Ложное передвижение” и решил повторить. Кто-то ищет референсы в Pinterest, я же ищу их в фильмах.
Есть на примете кадры из кино, которые хочешь воссоздать?
Да, я бы хотел сделать целую серию плёночных косплеев. Например, «Криминальное чтиво» – сцена, где они сидят в кафе с чемоданом. Или “Таинственный поезд” Джима Джармуша – момент, когда в мотеле женщина азиатской внешности передаёт сигарету парню, и у него губы в помаде.
Как ты собираешься переносить эту композицию в другой формат? Кино – это же не квадратный кадр.
Это иногда загоняет в рамки. Но с этим я смирился, мне важнее, что находится в квадрате, какая история.
Знаем, что ты перепробовал много камер. А на Зенит или ФЭД снимал?
Нет, Зенит у меня сразу отбивает желание. Мне кажется, с ним столько проблем, как со старой машиной: что-то ломается, трещит. Я начал с Canon FTB 1973 года, а потом перешел на зеркальный Canon AE-1. И я заметил разницу: в старом Canon 1973 года изображение более аналоговое, а в новом – будто ближе к цифре. И это мне не понравилось. Потом я перешел на Mamiya RB76. Средний формат – это показатель твоего уровня в плёночной фотографии. И эта камера попала мне в руки слишком рано, я не смог понять всей ее красоты. В итоге продал. Прошло уже два года, а я до сих пор жалею.
Средний формат не дает тебе спешить: нужно встать, все измерить, покрутить, пощёлкать. И в твоём распоряжении всего 12 кадров.
Да! Вы напомнили мне одну историю. Когда-то я организовал съёмку с другом, он фоткал на цифру, а я на плёнку. Кадры делали по очереди. Друг фоткает без остановки: клац-клац-клац, модель меняет позы с невероятной скоростью. Потом моя очередь. Я захожу, ставлю штатив, начинаю настраивать Bronica. Слышу, как я кручу фокус, и замечаю, что все вокруг просто не дышат. Модель стоит неподвижно. В итоге я настраивал все минут 5, звук щелчка – и только тогда все выдохнули. Очень понравилось, чувствуешь себя дирижером кадра.
Когда ты фоткаешь на цифру, ты на своих ошибках не учишься. А вот если ты вложил деньги в плёнку, и у тебя кадр не вышел, понимаешь, что так делать нельзя, потому что и кадр потерял, и репутацию.
Кстати, о потерянных кадрах. Помним, ты взял когда-то Bronica, наш консультант Антон всё тебе объяснил, всё хорошо. Потом ты приносишь плёнку, а там везде только половины кадров.
Да-да, помню. Я проанализировал и извлёк урок. Так получилось, потому что я вытаскивал шибер наполовину. Если достаёшь наполовину, камера позволяет дальше щёлкать, но нужно же было полностью доставать. Там получилось кадра 4, хоть на этом спасибо.
Какой максимум ты хочешь получить от аналоговой фотографии?
У меня есть мечта сделать один идеальный кадр, который сделает мою деятельность более известной. Мне кажется, этот кадр будет спонтанным. Он будет сделан с душой, я обязательно его почувствую.
Получается, ты хочешь стать известным?
Не совсем, мне бы хотелось локальной известности. Слава позволяет человеку расслабиться. Когда художник недооценён, он делает что-то уникальное. Когда ты известный, тебе могут простить многое, а я не хочу, чтобы мне прощали.